Семинар, посвященный монастырским изданиям (29 мая 2019 г.)

29 мая 2019 г. в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре в рамках проекта «Монашество в истории» состоялся семинар, посвященный издательской деятельности православных монастырей.

С докладами выступили кандидат богословия иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Данилова монастыря Переславльской епархии, редактор издательства «Орфограф», и кандидат филологических наук Ольга Алексеевна Богданова, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Доклад иером. Пантелеимона (Королева) «Монастырское издательство: точка встречи или не-встречи с міром» был основан на личном опыте выступавшего, который начал свою издательскую деятельность еще в годы обучения в стенах МДАиС, где он участвовал в издании журнала «Встреча», а в последнее десятилетие подготовил немало замечательных книг, в том числе в качестве редактора издательства «Орфограф».

О. Пантелеимон, отметив, что монастыри всегда были оплотом книжной культуры, обратился к следующему вопросу: является ли книга точкой встречи монастыря с міром или, наоборот, следует говорить о «точке не-встречи»? Как известно, большое количество паломников нередко оказывает негативное влияние на жизнь монастыря. В то же время нет сомнений, что монаху есть чем поделиться с міром. Ведь прп. Иоанн Лествичник сказал, что «свет мирянам — монахи». Следовательно, перед братией монастыря стоит задача: светить міру, но при этом не соприкасаться с ним слишком тесно. В Православной Церкви (да и вообще в человеческой жизни) глубокое общение, как правило, возникает при контакте один на один. При общении с широкой аудиторией обычно такой «встречи» не происходит. Однако именно такая встреча нередко происходит при общении с книгой. Митрополит Антоний Сурожский вспоминал, как он ощутил присутствие живого Христа, пережил подлинную встречу с Ним, фактически испытал обращение при чтении Евангелия от Марка. В той или иной степени встреча с авторами происходит при чтении написанных ими книг. Возможно, мы даже узнаём их еще лучше, чем при непосредственном общении. Дело в том, что внутренний мир часто открывается именно в изложении на бумаге. Отчасти такой способ выражения можно сравнить с изложением своих чувств в виде песни. Нередко человек прибегает к изложению своего опыта переживаний Божественного в книге потому, что ему сложно сказать об этом кому-либо глаза в глаза.

О чтении книг как важнейшем элементе монашеского каждодневного правила очень интересно повествует в своих поучениях недавно почивший старец Эмилиан (Вафидис), в прошлом игумен афонского монастыря Симонопетра. Чтение — это неспешный разговор с автором, оно настраивает на молитву и помогает выстроить свой дальнейший духовный путь.

В старину в монастырях, как известно, не только читали, но и писали. Во многих обителях существовали скриптории, где переписывали книги и создавали новые. Часто монахи составляли различные сборники, флорилегии — собрания святоотеческих изречений. Выписки из святоотеческих книг — важный элемент духовного совершенствования, именно поэтому духовные наставники нередко рекомендуют делать такие выписки: ведь при переписывании включаются механизмы «внутреннего диктанта», святоотеческая мысль «переживывается» и наилучшим образом усваивается, составляя подлинную «пищу» подвижника. От такой пищи человек получает большую духовную пользу.

Конечно, в монастырях создавались (и создаются) не только флорилегии, но и комментарии к различным текстам и, конечно же, переводы. На ниве переводческой деятельности особенно потрудился прп. Паисий Величковский с учениками. Пример святых показывает, что «питание книгами» оказывается более важным, чем пища телесная. Но раз чтение — это духовная пища, значит, следует заботиться о том, что мы таким образом потребляем; необходима своего рода «духовная диетология», «диетология чтения».

Помимо упомянутых произведений монастырской книжности в монастырской культуре важное значение имела и переписка. В этом смысле показателен пример свт. Феофана Затворника: вопросы, которые задавали ему корреспонденты, подвигали святого к углубленному исследованию различных тем и в конечном итоге помогали ему самому в его духовной жизни.

Есть такое шутливое наставление поэтам: «Если можешь не писать стихов — не пиши!» То же можно применить и к монастырскому книгоизданию. Если можешь не издавать — не издавай! Иными словами, следует издавать только самое ценное, самое насущное, то, что близко и дорого самому издающему; издание книг ради похвалы и славы не принесет пользы.

Прп. Иоанн Лествичник, уединившись, боролся с унынием, составляя душеполезные слова. Схиархим. Гавриил (Бунге), автор известной книги о борьбе с унынием, на вопрос, как он сам борется с унынием, ответил: «Пишу книги о том, как бороться с унынием». И это не следует воспринимать как простую шутку.

Есть еще одна важная сторона монастырского книгоиздания. В большие монастыри притекает, как правило, великое множество паломников. Поскольку паломники обычно не вступают в контакт с братией монастыря (хотя последняя заботится о предоставлении им всего необходимого), формируется особая «паломническая субкультура». При большом количестве паломников у монастырей нет возможности как-то непосредственно повлиять на мировоззрение приходящих. И здесь на помощь приходит печатное слово. Некогда из такой потребности выросли знаменитые Троицкие печатные листки: небольшое периодическое издание, посредством которого монахи, не вступая в прямой контакт, пытались воздействовать на бурную реку паломников, непрестанно текущую сквозь монастырь.

Сейчас печатное слово находится под серьезным давлением электронных средств коммуникации, но сохраняет свою ценность. И монастыри — это именно то место, где печатное слово хранится и живет. Печатный текст предполагает другую скорость взаимодействия с ним и другую глубину. Речь идет о более неспешном и глубоком взаимодействии.

В то же время, заключил свой рассказ о. Пантелеимон (Королев), нельзя не порадоваться тому, как много справочных ресурсов ныне доступно издателю книг: это открывает новые перспективы для исследования.

 

О.А. Богданова в докладе «К истории журналов Святой Горы Афон (с 1921 г. по настоящее время)» подробно рассказала о малоисследованной странице монастырской жизни в Греции: периодических изданиях Святой Горы Афон. До сих пор лишь небольшая книга греческого исследователя И. Хаджифотиса проливала свет на это интересное явление.

В докладе были рассмотрены следующие журналы, выпускавшиеся на Святой Горе с 1921 г.: «О Афос» («Ο Άθως»), «Агиоритики библиофики» («Αγιορειτική βιβλιοθήκη»), «Афоники диалоги» («Αθωνικοί διάλογοι»), «Афоника тетрадиа», («Αθωνικά τετράδια»), «Монастириака хроника» («Μοναστηριακά χρονικά»), «О Агиос Павлос о Ксиропотамитис» («Ο Αγιος Παύλος ο Ξηροποταμίτης»), «Протатон» («Πρωτάτον»)«О Осиос Григориос» («Ο Όσιος Γρηγόριος»).

О.А. Богданова обратила внимание аудитории на то, что монашество соединяет в своем опыте две на первый взгляд противоположные установки: совершенный уход от міра и в то же время активное участие в жизни міра. Эти установки реализуются, разумеется, не одновременно, но в определенной последовательности: духовный путь монаха необходимо начинается с ухода, разрыва со всем строем мирской жизни, ради вхождения в принципиально иной строй всецелой устремленности к соединению со Христом в Святом Духе; но когда этот новый строй прочно приобретен, подвижник возвращается в мір ради помощи ему, ради приобщения мирян к опыту жизни в Боге. Именно поэтому становится возможным такое явление, как «афонские СМИ». Эти СМИ становятся средством, с помощью которого монахи стремятся поведать міру о жизни Афона, чтобы миряне пожелали в дальнейшем прикоснуться к святогорскому житию непосредственно. При этом следует учитывать, что Святая Гора не замыкается в себе, не отгораживается от міра: множество паломников ежедневно притекает на Святую Гору.

В то же время следует помнить, что в современной Греции Афон почти никогда не оказывается в центре внимания светских СМИ. О нем говорят и пишут лишь в связи с какими-то событиями, не имеющими отношения ко внутренней жизни Святой Горы: например, в случае визита на Афон каких-то высоких лиц. Собственно афонская жизнь, как правило, светские СМИ Греции не интересует.

Далее О.А. Богданова подробно рассмотрела светское и собственно афонское законодательство, показав, что существования прессы на Афоне регламентировано весьма слабо. Тем не менее, тот факт, что с 1926 г. иметь типографию разрешается лишь Киноту — органу, осуществляющему руководство афонскими обителями и находящемуся в «столице» Святой Горы, городке Карьес (Карея), объясняет, почему большинство афонских журналов с этого времени печаталось вне Святой Горы (в Афинах, в Фессалонике, в Волосе и др. местах).

Издавать журналы на Афоне могли лишь те, у кого были свободные средства. Поэтому не должно вызывать удивления, что весьма многие из периодических изданий становились плодом частной инициативы. Так, в 20-е – 30-е гг. XX века журнал «О Афос» («Афон») издавал монах Афанасий Лавриот (в миру — врач Спиридон Кампанаос). Журнал издавался вплоть до 1931 г., постепенно превратившись из толстого, более чем 200-страничного издания в 40-страничный бюллетень. В 1936 г. тот же монах Афанасий приступил к изданию нового журнала, «Агиоритики Вивлиофики» («Афонская Библиотека»), который просуществовал более четверти века. В журнале «О Афос» публиковались достаточно пространные византийские тексты: Толкование на воскресные каноны прп. Иоанна Дамаскина, составленное Иоанном Зонарой, «Алфавиталфавитос» прп. Мелетия Исповедника, Галисиота, «Диоптра» Филиппа Монотропа и др. Главной задачей издателя была публикация рукописей Великой Лавры. Это не был журнал в привычном нам смысле слова: лишь в 1930–1931 гг. он приобрел более близкие к журнальным черты (и появилось приложение). Журнал распространялся по подписке.

В № 1 1930 г. издатель опубликовал текст под заглавием «Наши впечатления о посещении Иерусалима». Это заметки весьма личного характера: автор их предстает убежденным филэллином, он призывает всех греков посещать Святую Землю прежде всего ради оказания поддержки Святогробскому Братству, которое являет собой зримый символ греческого присутствия на Святой Земле. Греческий народ монах Афанасий описывает как хранимый Божественным Провидением с древнейших времен, причем в доказательство этого автор приводит пророчества оракула и Сивиллы… В то же время в паломнических заметках монаха Афанасия содержится немало живых наблюдений и сведений о святынях Святой Земли, то есть его сочинения предстает как своего рода путеводитель.

О.А. Богданова также подробно осветила судьбу и содержание одного из важнейших афонских журналов — «Протатон» («Протат»), который с 1982 г. по 2010 издавал монах Иерофей Кариот, а с 2010 до 2013 г. монах Моисей (со смертью последнего выпуск журнала прекратился). Журнал изначально задумывался как своего рода бюллетень о книжных новинках, посвященных Афону, но в нем достаточно благожелательно рассказывалось и о других святогорских периодических изданиях, а главное — публиковались научные статьи, существовал раздел «Люди Афона», много внимания уделялось истории Святой Горы, различным событиям; изредка появлялась некоммерческая реклама афонской продукции (книг, свеч, четок и т.п.). Так, выпуск 1988 г. был почти целиком посвящен торжествам по случаю 1000-летия Крещения Руси.

После того как изданием журнала «Протатон» занялся монах Моисей, в журнале было сделано немало изменений: меньше стало материалов о книгах, а также научных статей, больше места уделялось встречам со святогорцами, появился раздел «Письма читателей», в котором публиковались от одного до 6 писем, что составляло до 8% общего объема материалов журнала. В письмах речь шла в основном о духовных причинах и последствиях кризиса, поразившего Грецию в 2008 г., а также о способах его преодоления. Этот раздел — живое свидетельство рецепции аскетического опыта Афона среди мірян, что, очевидно, положительно оценивалось издателями-монахами.

Интересно, что, повествуя о нашумевшем деле игумена монастыря Ватопед архимандрита Ефрема, журнал «Протатон» явно на стороне о. Ефрема, но информацию старается подавать объективно и с большим вниманием к юридической стороне вопроса.

В настоящее время на Святой Горе издается лишь один журнал — «О Осиос Григориос» («Преподобный Григорий»), периодическое издание монастыря Григориат. Журнал выходит один раз в год, распространяется в том числе и в электронном виде. Долгие годы им руководил знаменитый игумен Григориата — архимандрит Георгий, и значительную часть материалов составляли его тексты, весьма интересные и насыщенные богословским и аскетическим содержанием. В то же время в журнале публиковались и ранее не издававшиеся сочинения, а также сведения о почивших святогорцах, впрочем, довольно скупые и официальные. В журнале заметен отклик на современные темы, тревожащие святогорское монашество: взаимоотношения православных с инославными, со Всемирным советом церквей, антицерковные действия правительства Греции и т.п.

В целом об афонских журналах можно сказать, что выходили (и выходят) они, как правило, не чаще раза в месяц (обычно раз в два-три месяца или даже один раз в год), распространяются как на Афоне, так и за его пределами и ориентированы на «внешнюю» аудиторию, главным образом, на мирян, с почтением относящихся к афонскому монашеству. Журналы эти отличаются большим разнообразием в подаче материала, можно сказать, даже определенной пестротой, однако большая часть того, что в них публикуется, в той или иной степени связано с монашеством и Афоном. Наблюдается и большое жанровое разнообразие: в журналах можно встретить и исторические экскурсы, и биографии, и «апофтегмы» — различные душеполезные изречения, гимнографические тексты, письма читателей и даже юмористический сонник (в журнале «Монастырская хроника», выпуск за сентябрь 1938 г.). Новостная составляющая сильно отличается от привычного нам формата и скорее напоминает дружескую беседу. Нередко новости посвящены локальным событиям не слишком большой важности, но тем самым они служат важным источником сведений о повседневной жизни афонского монашества.

Оформление журналов отличается большой простотой, декоративных элементов, как правило, немного, иллюстрации по большей части отсутствуют. Читателей должно, таким образом, привлекать само содержание журналов, прежде всего публикуемые уникальные материалы.

 

По окончании докладов участники семинара перешли к обсуждению проблем монастырской издательской деятельности. В процессе обсуждения было высказано немало ценных дополнений к сказанному в прозвучавших ранее сообщениях. Так, о. Пантелеимон (Королев) указал, что чтение и связанное с ним книгописание и книгоиздание — это для монастыря в первую очередь вопрос внутренней духовной работы самих насельников или насельниц обители. Написание рецензии на прочитанную хорошую книгу может стать прекрасным монашеским занятием. Сами чтение и непосредственно связанная с ним молитва не приносят, разумеется, моментальной пользы, но смысл заключается не в сиюминутной пользе, а в духовном возрастании, доставляемом этим чтением и молитвой. Разумеется, речь идет о по-настоящему духовно полезных книгах. В заключение было высказано мнение, что нашему времени необходима своего рода «пропаганда здорового образа чтения».