Новости

2018-03-23
Новые видеоматериалы конференции «Монашество в истории»

Видеозаписи докладов, прочитанных 6 февраля 2018 года на Второй Международной научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях» теперь доступны как на сайте «Монашество в истории» на страничке, посвященной мероприятию, так и на специальном канале YouTube.

Для удобства читателей нашего сайта размещаем также прямые ссылки на выложенные в YouTube видеозаписи докладов с краткими аннотациями.

1. А. Ю. Виноградов

«Монастырь или келлия? К вопросу о статусе пещерных обителей в Горном Крыму»

В докладе рассматривается проблема пещерных монастырских комплексов Крыма (их насчитывается не менее тридцати) и делается попытка определить, какой тип монашеской жизни практиковался в этих поселениях: общежительный или келлиотский. Приводятся сведения о недавно обнаруженном памятнике — пещерном храме свт. Николая, в котором содержится уникальная надпись, позволяющая сделать важные выводы о статусе находившейся в этом месте обители и времени ее создания.

2. М. В. Бибиков

«Жития преподобного Антония Печерского в греческой традиции»

В докладе рассматривается традиция греческих агиографических сочинений, посвященных первоначальнику русского монашества — преподобному Антонию Печерскому, который, согласно древнерусским письменным свидетельствам, был постриженником Святой Горы Афон.

3. А. Б. Ванькова

«Византийское законодательство и типики о выборе игумена»

В докладе на основе данных византийских императорских постановлений и монастырских уставов исследуется порядок избрания настоятеля монастыря в Византии, рассматриваются различные практики избрания или назначения игумена (или игумении).

4. А. Ю. Никифорова

«Монастырский и кафедральный чины умовения ног в византийском богослужении»

В докладе наглядно, на многочисленных примерах и с привлечением богатого иллюстративного материала представлены основные этапы формирования древнего чина умовения ног, совершавшегося в Византии не только в рамках кафедрального богослужения, как это происходит сейчас, но и в монастырях. Демонстрируется преемство современного чина умовения ног, принятого в Русской Православной Церкви, по отношению к древним чинам Палестины и Константинополя.

5. Игумен Дионисий (Шленов)

«Термин “удаление” (ἀναχώρησις) в греческой христианской литературе и его значение для монашеской традиции»

В докладе анализируются все случаи употребления многозначного термина «удаление» (с древнейших времен и вплоть до последних десятилетий истории Византийской империи), что позволяет выявить особенности собственно монашеского использования этого термина, а также констатировать сближение, например, таких базовых для восточнохристианской аскетической традиции понятий, как «удаление» и «безмолвие», причем «удаление» может быть понято как один из важнейших принципов строгой христианской жизни, заключающейся в стремлении к совершенству.

6. Диакон Александр Занемонец

«Русское монашество на Святой Земле»

Сжатый, но весьма информативный очерк истории присутствия русского монашества в Святой Земле с XІІ века и до наших дней. Подробно рассказано о жизни и многообразной деятельности русских обителей Палестины в XX веке.

7. Иеромонах Далмат (Юдин)

«Вклад святителя Кирилла Туровского (XІІ в.) в формирование чина келейных вечерних молитв»

В докладе на основании средневековых рукописей показано, как святитель Кирилл Туровский дополнял и творчески перерабатывал более ранние переводные молитвословия, в дальнейшем ставшие частью распространенного в Русской Церкви келейного правила.

8. А. В. Муравьев

«Христианские монахи и монашество в историографии раннего ислама и пророка Мухаммеда»

В докладе предлагается анализ ряда ранних мусульманских преданий, повествующих о встрече юного Мухаммеда с монахом Бахирой, а также христианской версии этой легенды. Рассмотрена терминология, используемая в мусульманской традиции для обозначения монахов и монастырей, а также различные понятия сирийского происхождения, вошедшие в мусульманскую книжность в результате контактов с сирийскими христианами.

9. М. К. Кузьмина

«Преподобные преемники святых игуменов Древней Руси»

В докладе предлагается исследование одного из мотивов, часто встречающихся в древнерусских житиях святых: мотива духовного преемства, когда в качестве наследника преподобного настоятеля (а зачастую и основателя) монастыря выступает любимый ученик святого, нередко принадлежащий к числу самых юных монахов обители.

10. Д. Г. Давиденко

«Документы о возобновлении иноческой жизни в Московском Ивановском монастыре во второй половине XІX века в собрании ЦГА Москвы»

В докладе изложены результаты кропотливой работы исследователя в архивах, позволившей восстановить драматические обстоятельства возобновления монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском монастыре.

11. О. А. Родионов

«Учение преподобного Каллиста Ангеликуда о монашеском послушании»

В докладе рассмотрено одно из малоизвестных произведений византийского подвижника-исихаста XІV в., в котором содержится ряд интересных размышлений о стяжании чистоты и смирения посредством «нерассуждающего» послушания, то есть такого повиновения раз и навсегда избранному в начале монашеского пути наставнику, при котором послушник без всякого критического рассмотрения исполняет все, что бы ни повелел ему духовный отец.

12. Е. А. Заболотный

«Сирийское монашество и “несторианизация“ Церкви Востока»

Доклад посвящен дискуссионной теме принятия в так называемой Церкви Востока — восточно-сирийской христианской общине, главным образом действовавшей на территории Персидского царства, — в полном смысле слова «несторианской» христологии (то есть подразумевавшей последовательное различение во Христе двух субъектов: Бога Слова и Человека Иисуса).

13. А. М. Сиверцев

«Скрытые мессии и скрытые святые в иудейской и христианской литературе поздней античности»

В докладе излагается содержание двух текстов из так называемой «Книги Зерубабеля (Зоровавеля)» — еврейского эсхатологического сочинения начала VII века, и «Плирофорий» Иоанна Руфа, епископа Маюмского, монофизитского писателя, жившего в V–VІ вв. Представленные тексты демонстрируют отчетливо выраженные параллели.

14. А. А. Королев

«Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, и женское монашество в Риме»

В докладе рассмотрена проблема взаимоотношений свт. Григория и римских монашеских общин, в частности, подробно рассказано о том, какие меры Папа Григорий принимал, чтобы урегулировать жизнь женских монашеских общин Рима.

15. И. С. Редькова

«Образ наставника и учителя в латинской традиции раннего и высокого Средневековья»

В докладе рассмотрен один из парадоксов средневекового монашества: недоверчивое и даже открыто негативное отношение к фигуре учителя, восприятие учительства (равно как и самого обучения) как таящего в себе опасности для духовного устроения человека, с одной стороны, и развитие монастырей как главных очагов распространения знаний в ту эпоху — с другой.